ГАЗ-М20 "Победа"
Рулевое управление
На автомобиле М-20 «Победа» установлен рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом. Передаточное число механизма 18,2 (среднее).
Рулевой механизм прикреплен к левому лонжерону рамы тремя болтами. Кроме того, верхний конец рулевой колонки закреплен к панели приборов стремянкой, в которую вложена резиновая подушка; нижний конец рулевой колонки надет на отросток картера и затянут хомутиком.
Ось качания рулевой сотки расположена так, что при поворачивании рулевого колеса сошка перемещается в поперечном направлении относительно продольной оси автомобиля, воздействуя на звенья рулевой трапеции. Рулевая трапеция расположена впереди поперечины передней подвески.
Червяк 5, напрессованный на нижний конец полого рулевого вала 7, установлен в двух конических роликовых подшипниках 4 и 6 в картере 22. Внутренних колец в этих подшипниках нет. На обоих концах червяка имеются конические поверхности, по которым катятся ролики. Наружное кольцо верхнего подшипника 6 запрессовано в картер 22. Кольцо 3 нижнего подшипника посажено плотно в горловине картера и торцом опирается на крышку 1. Между картером и крышкой установлены прокладки 2. Эти прокладки являются одновременно уплотнительными и регулировочными. Изменением их количества регулируется затяжка конических подшипников. Прокладки применяются двух видов: картонные толщиной 0,25 мм и пергаментные толщиной 0,1 мм.
Двойной ролик 15 установлен в пазе головки вала сошки и вращается на двухрядном радиально-упорном шариковом подшипнике 8, который собран с предварительным натягом. Наружной обоймой этого подшипника служит сам ролик; внутренние кольца подшипника торцами упираются одно в другое. При такой конструкции подшипника натяг в нем зависит от его внутренних размеров и не зависит от натяга, с которым ролик посажен на место в паз вала рулевой сошки. Ролик с подшипниками установлен на оси 9, концы которой осажены с применением электронагрева.
Вал 13 сошки верхним концом опирается на роликовый подшипник 20, сидящий в крышке 21, а нижним — на тонкостенную втулку 14. В нижнем конце отростка картера установлен манжетный резиновый сальник 12.
Геометрическая ось ролика несколько смещена относительно оси червяка, и поэтому при осевом перемещении вала сошки изменяется зазор в зацеплении ролика с червяком. Перемещение вала рулевой сошки осуществляется винтом 17, губки которого входят в канавку вала сошки. Эта регулировка предназначена для устранения зазора в зацеплении червяка с роликом, возникающего по мере их износа. Зазор в зацеплении червяка с роликом при различных угловых положениях червяка неодинаков. В положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, этот зазор наименьший, и в правильно отрегулированном рулевом механизме его не должно быть; по мере поворота колес автомобиля в ту или иную сторону зазор в зацеплении увеличивается и в крайних положениях достигает наибольшей величины. Поэтому регулировать зазор в зацеплении ролика с червяком нужно при положении деталей рулевого механизма, соответствующем движению по прямой.
Верхний конец рулевого вала опирается на шарикоподшипник, наружное кольцо которого посажено в рулевой колонке. Внутреннее кольцо подшипника постоянно поджимается пружиной через разрезную втулку, сидящую на рулевом валу, чем устраняется зазор и, следовательно, возможность стуков в этом подшипнике при движении автомобиля.
На верхнем конце рулевого червяка имеется гладкая коническая поверхность и цилиндрические шлицы для установки рулевого колеса, закрепляемого гайкой.
При установке руля, во избежание изгиба рулевого вала, затягивать болты 26 крепления картера руля к лонжерону нужно после того как будет прикреплена колонка руля к панели приборов.
Регулировка рулевого механизма читать
Вследствие износа в руле образуются зазоры и в результате этого появляется свободный ход. Прежде всего появляется повышенный зазор в зацеплении ролика с червяком; позднее — свободное осевое перемещение червяка вместе с рулевым валом. Иногда значительное осевое перемещение червяка происходит из-за прогиба крышки 1, вследствие сильного удара передним колесом о препятствие.
Состояние рулевого механизма можно считать нормальным, если свободный ход рулевого колеса не превосходит 40 мм при измерении на его ободе. Это измерение следует делать при среднем положении руля, соответствующем движению в прямом направлении.
Прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, следует убедиться, что регулировка действительно необходима. Свободный ход рулевого колеса может быть и при правильно отрегулированном руле вследствие повышенных зазоров в рулевых тягах, ослабления крепления картера руля к раме или ослабления крепления колонки руля. Поэтому перед регулировкой руля следует проверить и, если необходимо, подтянуть все ослабевшие соединения. После подтяжки, если свободный ход рулевого колеса превышает 40 мм, надо отрегулировать рулевой механизм.
Регулировку следует начинать с проверки осевого зазора в подшипниках червяка, Для этого нужно, приложив палец к нижнему торцу ступицы рулевого колеса и к колонке руля, немного поворачивать рулевое колесо вправо и влево. При наличии в подшипниках червяка осевого зазора будет ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно колонки.
Если осевого зазора в подшипниках червяка нет, то нужно регулировать только зацепление червяка с роликом. Эта регулировка выполняется без снятия руля с автомобиля так, как указано ниже. Для регулировки затяжки подшипников червяка необходимо снять рулевой механизм с автомобиля и выполнить следующее:
1. Разобрать рулевой механизм и промыть все детали.
2. Установить в картер рулевой вал с червяком и подшипниками и надеть на шлицы рулевое колесо.
3. Удалить одну тонкую прокладку 2 из-под крышки 1, поставить остальные прокладки на место и туго затянуть четыре болта крепления крышки.
4. Проверить осевое перемещение в подшипниках и легкость вращения рулевого колеса.
Если осевое перемещение не устранено, надо снять одну толстую прокладку, поставив на ее место тонкую прокладку, снятую ранее. Регулировку заканчивают, если при отсутствии осевого перемещения червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное на ободе колеса, находится в пределах 0,3 — 0,5 кг.
5. Поставить на место вал сошки с роликом и крышку 21 с подшипником 20. Вращая винт 17 специальным ключом (из комплекта инструмента водителя), отрегулировать зацепление ролика с червяком так, чтобы при среднем положении руля зазор отсутствовал. При вращении винта 17 по часовой стрелке зазор в зацеплении уменьшается, а при вращении против часовой стрелки — увеличивается. В правильно отрегулированном рулевом механизме усилие для вращения рулевого колеса (влево или вправо от среднего положения11) на ободе должно быть в пределах 1,6 — 2,2 кг.
6. Поставить стопорную шайбу 16, надев ее на штифт 19, и туго затянуть контргайку 18.
После установки рулевого механизма на автомобиль поставить его в среднее положение и затем надеть сошку. При этом сошка должна расположиться параллельно продольной оси автомобиля. В этом же среднем положении следует надеть рулевое колесо на шлицы вала так, чтобы средняя спица была направлена вниз, а две боковые симметрично ей (спицы рулевого колеса расположены по окружности неравномерно).
Если регулировку зацепления ролика с червяком производят без измерения усилия, необходимого для поворачивания рулевого колеса, то следует остерегаться слишком тутой регулировки. При тугой регулировке руль не может самостоятельно возвращаться в среднее положение после выхода из поворота; кроме того, ухудшается устойчивость автомобиля при движении с большой скоростью. Излишне тугая регулировка зацепления определяется на рулевом колесе по ощущению тугого его поворачивания, с трением, тогда как нормальным ощущением является совершенно легкое поворачивание, без явного трения. Для ослабления тугой регулировки следует понемногу повертывать винт 17 против часовой стрелки до тех пор, пока не восстановится нормальное легкое вращение, проверяя это во время движения.
Не следует одновременно с регулировкой зацепления в рулевом механизме регулировать шарниры в рулевых тягах. Можно ошибиться и принять тугое вращение в шарнирах рулевых тяг за тугое зацепление в рулевом механизме.
К регулировке рулевых тяг надо приступить после окончания регулировки рулевого механизма.
Рулевые тяги.
Тяга 17 сошки трубчатая, с высаженными концами, с помощью шаровых пальцев соединена с сошкой 15 и маятниковым рычагом 20. Сухари 12, установленные с обеих сторон каждого шарового пальца, прижимаются к ним пружинами 11. Со стороны сошки (слева) в тяге установлены две пружины, а со стороны маятникового рычага — одна. Ограничитель 18 сжатия пружины установлен только слева.
Сухари 12 должны быть установлены так, чтобы вырезы в них, сделанные для стержня пальца с шаровой головкой, были расположены строго по оси отверстия в тяге. В случае смещения (поворота) сухарей их кромки сильно изнашивают пальцы над шаровой головкой.
Затяжка пробок 10 для получения нужных усилий от сухарей на шаровые головки должна быть разной для левого и правого концов. Затяжка производится следующим образом:
1. Затянуть обе пробки 10 до упора.
2. Правую пробку (со стороны маятникового рычага) отвернуть в обратную сторону до положения, при котором возможна шплинтовка (отверстие в тяге совпадает с прорезом в пробке), и в этом положении зашплинтовать.
3. Левую пробку (со стороны сошки) следует отвернуть обратно не менее чем на пол-оборота и не более, чем на один оборот, до положения, возможного для шплинтовки, и зашплинтовать.
Если шаровые головки изношены и потеряли правильную форму, то при этом способе регулировки рулевое управление может быть слишком тугим. В этом случае допускается дополнительно отвернуть пробку не более чем на один оборот. Сильно изношенные шаровые пальцы необходимо заменять.
Две крайние тяги 9 (одинаковые) с помощью наконечников шарнирно соединяют тягу сошки с рычагами 14 поворотных кулаков 13 передних колес. Концы тяг 9 имеют правую и левую резьбу, что дает возможность удобно изменять длину тяг при регулировке схода колес. Наконечники застопорены хомутами 8 и стяжными болтами. Болты обязательно должны быть расположены над тягами так, как показано на рис. 3 для предотвращения задевания о них колесами при наибольших углах поворота последних.
Наконечники, установленные в рычагах поворотных кулаков, не нужно регулировать, так как пружина 6 автоматически устраняет зазоры, появляющиеся при износе. Уплотнение 2, состоящее из двух сферических шайб, пружины и резиновой манжеты, надежно удерживает смазку в наконечнике и препятствует попаданию в него пыли и грязи.
|