|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ М-21 "Волга" (первая серия)
Определение "первый выпуск" придумали уже после того, как на смену "Волге" со звездой пришла "Волга" с "акульей пастью" и обнаружилась некоторая разница в каталожных номерах запчастей. Деление всех М-21 на выпуски облегчало поиск: снабженцам - нужных деталей, милиционерам - угнанных автомобилей.
"Волга" М-21.
Номинально базовой моделью "Волги" и родоначальницей всех ее модификаций считалась М-21 - машина с первой в стране серийной автоматической трансмиссией и двигателем в 70 л.с. Ей даже не приписывали никаких буквенных индексов. Однако с 1957 по 1959 год было выпущено всего лишь семьсот таких автомобилей. Поэтому из массового производства вышла, а в массовое сознание вошла другая базовая модель - "21В" - с таким же двигателем, но с механической коробкой передач. Форсированным до 80 л.с. экспортным версиям "базовых" машин были присвоены индексы "21Д" (с "механикой") и "21Е" (с "автоматом").
"Волга" М-21Г.
Первая базовая модель "Волги" родилась в результате нештатной ситуации. Изначально предполагалось, что с нижнеклапанным мотором будет выпускаться модель такси - М-21Б. Но из-за задержек в освоении принципиально нового верхнеклапанного двигателя было принято решение запускать и базовую "Волгу" с 65-сильным мотором "Победы". Первые версии "Б" и "Г" оснащались и задними мостами от "Победы". Только летом 1957 года они получили гипоидный мост от ГАЗ-12 с укороченными полуосями. Всего до августа 1957 года было изготовлено около 1100 автомобилей с нижнеклапанным двигателем.
М-21В с "улучшенной" внешностью.
В 1958 году рестайлинг "Волги" подавался как "улучшенная внешность". Проще говоря, это была переходная между первым и вторым выпусками модель: формально - "21В", а внешне - почти "21К". Смена выпусков происходила не в один день, а по мере поступления деталей нового образца или из-за их внезапного отсутствия, поэтому четкой закономерности в эволюции машины не было. Большая часть переходных образцов унаследовала от первого выпуска "голую" приборную панель и фасон хромированных молдингов, по-прежнему отсутствовали стеклоомыватели. Полностью эти "рудименты" были вытеснены с конвейера только к середине весны 1959 года.
Такси.
"Волги"-такси первой серии были двух моделей - "21Б" с нижнеклапанным двигателем и "21А" с верхнеклапанным. Машина с двигателем "Победы" рабочим объемом 2,34 литра и мощностью 65 л.с. отлично подходила для эксплуатации в качестве такси, особенно в городах со слабой ремонтной базой. "21Б" выпускалась до конца 1958 года - и больше года параллельно с "21А". Но вскоре штатный мотор окончательно вытеснил с конвейера двигатель "Победы", и в первое время доля такси в общем выпуске была увеличена: ГАЗу требовалась эксплуатационная статистика по новому двигателю, а в таксопарках машины набегали по 100-150 тысяч километров за год.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
|
|
|
Для "Волги" М-21 первого выпуска характерна "голая" приборная панель с расположенными на разных плоскостях радиоприемником и динамиком. |
Бликование металлической панели приборов в лобовом стекле - обычное явление для первых М-21. От этого эффекта попытались избавиться на автомобилях следующих выпусков, оклеивая верхнюю часть панели искусственной кожей. |
Шкала спидометра огромных размеров с прозрачной сферой - знаковая деталь для всех автомобилей "двадцать первого" семейства. |
|
|
|
|
У машин первого выпуска - харизматичная внешность. |
На лобовом стекле "Волги" М-21 не было стеклоомывателей. |
Привод замка капота расположили как можно дальше от водителя - по правому борту, сто было крайне неудобно. |
|
|
|
|
Часы установлены на всех модификациях М-21. Прикуривателя не было только на такси. |
Приемник А-18 Муромского радиозавода принимал длинные и средние волны. |
Приборный щиток. |
"Климат-контроль" середины прошлого века. |
|
|
|
|
Двери открываются необычно широко. |
Задние фонари на "Волгах" первого выпуска еще не имели светоотражателей. |
Цвет "зеленая липа" - один из первых артикулов краски, применявшейся на ранних "Волгах". |
|
|
|
|
|
Масленка с жидким маслом для смазки подшипников генератора. |
Гидравлика: тормозная система (вверху слева) и централизованная система смазки передней подвески и рулевых тяг. |
Моторы для "Волг" первого выпуска, полностью изготовлявшиеся на ГАЗе, по качеству превосходили аналогичные двигатели Заволжского моторного завода |
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля "Волга" М-21
Технические характеристики "Волга" М-21 |
|
Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг |
Число мест |
5 |
без нагрузки общий |
1460 |
Максимальная скорость |
130 км/ч |
с нагрузкой 5 человек общий |
1860 |
Время разгона до 100 км/ч |
34 с |
на переднюю ось |
730 |
Паспортный расход топлива |
11-13,5 л / 100 км |
на заднюю ось |
730 |
Электрооборудование |
12 V |
|
|
Аккумуляторная батарея |
6-СТ-54-ЭМ |
Дорожные просветы, мм |
Генератор |
Г-12 |
под передней осью |
200 |
Реле-регулятор |
РР24 |
под задней осью |
190 |
Стартер |
СТ21 |
|
|
Прерыватель-распределитель |
Р3-Б |
Наименьший радиус поворота, м |
Свечи зажигания |
А14У |
по колее переднего наружного колеса |
6,3 |
Размер шин |
6,70 - 15 |
|
|
Объем топливного бака |
60 л |
|
|
Двигатель
ГАЗ-21А, четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра, мм |
92 |
Ход поршня, мм |
92 |
Рабочий объем, куб.см. |
2445 |
Степень сжатия |
6,6 |
Число клапанов |
8 |
Порядок работы цилиндров |
1-2-3-4 |
- Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
- Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
- Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
- Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
- Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
- Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
- Максимальная мощность: 70 л.с. при 4000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 167 нм при 2200 об/мин
|
|