Во второй половине 20-х годов, в эпоху "великих строек", остро встал вопрос об обеспечении народного хозяйства СССР современным автотранспортом, в первую очередь грузовым.
Развитие тяжелой промышленности, запланированное на первую пятилетку, создавало необходимые предпосылки для организации производства автомобилей. Разумеется, речь шла, прежде всего, о грузовиках, но задумывая строительство первого в Советском Союзе автогиганта, Совнарком СССР проявил дальновидность, запланировав выпуск и легковых машин.
Среди городов-претендентов на строительство нового автозавода были Москва, Ленинград, Ярославль и еще несколько промышленных центров, но выбор в конечном счете пал на Нижний Новгород. Решающую роль сыграли соображения безопасности (удаленность от границ СССР) и удобное географическое положение. Нижний Новгород, стоящий на стрелке Оки и Волги, был крупным транспортным узлом - портовым и железнодорожным, что значительно упрощало доставку комплектующих и отправку по назначению готовой продукции. Кроме того, здесь было много предприятий металлообрабатывающей промышленности.
Но оказалось, что советские специалисты не имеют необходимого опыта и не знают специфики автомобилестроения, а одних лишь теоретических знаний было явно недостаточно. И тогда "наверху" решили не изобретать велосипед, а закупить на Западе и техническую документацию, и лицензию на право производства автомобиля, и... сам автомобильный завод! Выбирая американский прототип, наши эксперты рассматривали, прежде всего, грузовики, однако не забыли и о легковой версии, тем более что в планах на вторую пятилетку (1933-1937 годы) был предусмотрен выпуск 100 тысяч легковых машин.
После недолгих поисков в качестве заокеанского стратегического партнера была выбрана Ford Motor Company. Последние модели этой фирмы 1928 года - легковой Ford-A и грузовой Ford-AA - отличались простотой и надежностью, были близки конструктивно, а конвейерная технология производства позволяла наладить выпуск этих автомобилей в необходимом народному хозяйству СССР объеме.
Договор между Ford Motor Company и советской правительственной комиссией был подписан 31 мая 1929 года. Соглашение предусматривало не только предоставление лицензии на производство легкового и грузового автомобилей Ford, но и консультации и техническую помощь при строительстве завода, организацию процесса производства и обучение советских специалистов.
Проектирование самого завода заказали фирме Albert Kahn Inc. из Детройта, носившей имя своего основателя и главы Альберта Кана. Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) был построен всего за три года, однако сборка первых отечественных автомобилей Ford началась гораздо раньше.