|
|
|
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-М1
В середине 50-х годов не только в отечественном, но и в мировом автомобилестроении редко встречались полноприводные автомобили с закрытым несущим кузовом и комфортабельным салоном - такие как представительский ГАЗ-М72
Первенец Горьковского автомобильного завода (в 1932 году Нижний Новгород переименован в Горький) ГАЗ-А с открытым салоном поначалу вызывал законную гордость самим фактом своего существования: «Наш, советский, массовый! И ездит, и не ломается!». Правда, весьма условно защищенный от дождя и вовсе не спасающий от холода салон ГАЗ-А по комфорту мало чем отличался от «салона» обыкновенной пролетки. И уже через пару лет, когда восторг уступил место привычке, стало ясно, что следующий легковой автомобиль должен быть более комфортабельным.
Прототип для копирования выбирали с учетом материальных и технических ресурсов завода. Им стал четырехдверный седан Ford V8-40 1932 года.
Липгарт – личность не менее легендарная, чем его первое горьковское «детище» ГАЗ-М1. Он возглавлял конструкторское бюро ГАЗа до 1951 года, и именно под его руководством, помимо «эмки», были созданы такие выдающиеся машины, как ГАЗ-64, БА-64, ГАЗ-М20 «Победа», ЗИМ-12, ГАЗ-51, ГАЗ-63 и др.
Впервые в заводской практике горьковская модель получила в индексе литеру "М", за которой скрывалось имя собственное - "Молотовец". Название предприятия в момент рождения звучало так: Нижегородский автомобильный завод имени В.М.Молотова.
Первые три опытных образца "Молотовца" были собраны уже в январе 1934 года. Два года конструкцию "доводили до ума": несмотря на формальное родство с Ford и ГАЗ-А, многие узлы и детали пришлось проектировать с нуля, фактически изобретать. Выпуск "эмок" в необходимом стране объеме потребовал новых производственных площадей, и в апреле 1935 года было начато строительство второй очереди Горьковского автозавода. Все работы были выполнены за год, и 15 марта 1936 года в 18 часов 30 минут с конвейера завода сошел первый ГАЗ-М1. Это событие имело скорее политическое значение, нежели промышленное. В то же время о любом достижении рапортовали партии и правительству, и,, разумеется, отчитаться нужно было не о подготовке перспективной модели, а о запуске ее в массовое производство. Нет ничего удивительного в том, что кремлевские "смотрины" нового автомобиля состоялись уже 17 марта 1936 года. В роли автомобильных экспертов выступили И.В.Сталин, К.С.Ворошилов, Г.К.Орджоникидзе и человек, чье имя было "зашифровано" в индексе нового автомобиля - председатель Совнаркома В.М.Молотов. Высокопоставленные персоны "эмку" одобрили.
Разумеется, разработанный всего на два с половиной года автомобиль был небезупречен. "Сырые" места предстояло определить в ходе эксплуатации, поэтому уже 21 марта десять "эмок" отправились в испытательный пробег из Горького через Москву в Ленинград и обратно. Две с половиной тысячи километров, пройденных по дорогам с разными покрытиями, позволили, с одной стороны, убедиться в стратегическом успехе горьковских конструкторов, а с другой - выявить "тактические" дефекты, как конструктивные, так и сборочные. К недоработкам конструкции можно отнести "виляние" управляемых колес, появлявшееся на большой скорости, и недостаточно эффективный привод передних тормозов. Опытная эксплуатация ГАЗ-М1 в автохозяйствах помогла определить уязвимые места "механики".
20 мая 1936 года Горьковский автозавод приступил к массовому производству автомобилей ГАЗ-М1.
Гордость советского автопрома
Несмотря на американские корни "эмки", этот автомобиль считался выдающимя достижением отечественной промышленности. В 1937 году ГАЗ-М1 вместе со знаменитой скульптурой Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" представлял державу на Всемирной выставке в Париже.
В свободной продаже ГАЗ-М1, разумеется, не появлялся. Изредка граждане СССР получали этот автомобиль как награду за особые заслуги или выдающиеся достижения в труде, науке или искусстве. В 1936 году обладателем собственной "эмки" стал забойщик-рекордсмен Алексей Стаханов. Заслуги самой машины трудно переоценить. Достаточно сказать, что до появления ГАЗ-64 и лендлизовских джипов именно "эмки" служили в качестве командирских автомобилей.
В 1941 году конвейерный выпуск базовых 50-сильных ГАЗ-М1 был прекращен, однако еще пару лет эти автомобили собирали поштучно из запаса производственных деталей. По официальным данным, всего было выпущено 62 888 автомобилей ГАЗ-М1. Век "эмки" по мерками отечественного автопрома оказался не так уж и долог, однако эта машина стала одним из символов 30-х годов в истории СССР.
"Волга-Волга" (реж. Г.Александров, 1938 год)
В маленьком городке Мелководске товарищ Бывалов, номенклатурный работник, ждет очередного повышения и вызова в Москву. Письмоносица Стрелка застревает на пароме вместе с телеграммой, и весь город узнает, что Бывалова приглашают в столицу для участия в олимпиаде художественной самодеятельности. Бывалов уверен, что "талантов в его системе нет", но жители города стараются доказать обратное - что таланты есть, да еще какие! Две команды отправляются в Москву по реке: Стрелка с друзьями на паруснике "Лесоруб" и оркестр счетовода Алексея на пароходе "Севрюга". "Круиз" не обходится без приключений. Однажды путешественники встречают баржу, на которой в Москву везет популярные в те годы "эмки".
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
|
|
|
По нынешним меркам салон у "эмки" очень узкий |
Сделанные для удобства посадки широкие подножки "съедали" значительную часть кузова |
Приборный щиток "эмки", расположенный прямо перед водителем не блещет красотой, но по сравнению с предыдущей моделью ГАЗ-А, где он находился посередине приборной панели, это шаг вперед |
|
|
|
|
На крыльях располагались не указатели поворотов, как кажется на первый взгляд, а габаритные огни. Электрических указателей тогда не существовало, а встраивать лампочку "габариток" в фару еще не научились |
Ручка на двери автомобиля ГАЗ-М1 выглядит практически так же, как обыкновенная дверная ручка |
Украшение на капоте, олицетворяющее "стремительность" автомобиля, на самом деле - отвинчивающаяся крышка горловины радиатора в системе охлаждения двигателя |
|
|
По сравнению с открытыми легковыми автомобилями середны 30-х годов, закрытый салон "эмки" был не просто комфортабельным, а роскошным |
|
|
|
|
Запасное колесо у "эмки" располагалось снаружи на задней стенке кузова. Чтобы оно выглядело пристойно, его накрывали съемным металлическим кожухом |
Задний габаритный фонарь |
На ветровом стекле прямо перед водителем - единственный "дворник" |
|
|
|
|
Нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М |
Звуковой сигнал - необходимый атрибут автомобиля 30-х годов. На оживленных улицах больших городов водители предупреждали окружающих о любых маневрах звуковыми сигналами, пока их не запретили правилами дорожного движения |
Генератор (слева), масляная горловина и стартер (справа) - все на виду и не загромождено другими агрегатами, как на современных легковых автомобилях |
|
|
Боковины капота ГАЗ-М1 поднимались вверх и складывались вдвое, открывая хороший доступ к двигателю и его агрегатам |
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля ГАЗ-М1
Технические характеристики ГАЗ-М1
- Число мест - 5
- Максимальная скорость - 98 км/ч
- Разгон с места до 80 км/ч - 24 сек
- Тормозной путь со скорости 30 км/ч - 8 метров
- Расход топлива при скорости 40-50 км/ч - 14,5 л / 100 км
- Электрооборудование - 6 V
- аккумулярная батарея - 3СТ-100
- Генератор - 120 W
- Стартер - 600 W
- Свечи зажигания - М-15\15 (НМ-12/10)
- Размер шин - 7,00-16
Масса:
- снаряженная - 1370 кг
- полная - 1745 кг
на переднюю ось - 715 кг
на заднюю ось - 1030 кг
Дорожные просветы:
- под передней осью - 235 ммг
- под задней осью - 210 мм
Наименьший радиус поворота:
- по оси внешнего переднего колеса - 6,35 м
Двигатель:
- ГАЗ-М, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный, водяного охлаждения
- диаметр цилиндра - 98,43 мм
- ход поршня - 107,95 мм
- рабочий объем - 3285 см3
- степень сжатия - 4,6
- порядок работы цилиндров двигателя - 1-2-4-3
- рулевой механизм - глобоидальный червяк с двойным роликом, передаточное число 16,6
- подвески (передняя и задняя) - зависимые, с продольными листовыми рессорами; амортизаторы гидравлические рычажные одностороннего действия
- тормоза:
рабочий - колодочный, с механическим приводом, действует на все колеса
стояночный - колодочный, с механическим приводом, действует на все колеса
- коробка передач - механическая, трехступенчатая, с муфтой легкого переключения
- сцепление - однодисковое, сухое
- передаточные числа: I - 2,82; II - 1,604; III - 1,0; задний ход - 3,383
- главная передача - пара конических шестерен со спиральными зубьями; передаточное число - 4,44 (40 и 9 зубьев)
- карбюратор - К-14, К-14Б
- максимальная мощность - 50 л.с. при 2800 об/мин
- максимальный крутящий момент - 17,0 кгс.м при 1450 об/мин
|
|